Системный анализ равновесности ресурсов и их использования как важная макроэкономическая пропорция системы национальных счетов Узбекистана

к.э.н., доц. Сиддиков А.Ж. ,

зав.каф. Центра переподготовки кадров и статистических исследований

Макроэкономическое равновесие это такое состояние отечественного хозяйства, где наблюдается сбалансированность между ресурсами и их использованием, совокупным спросом и совокупным предложением, доходами и расходами национальной экономики.

В узком смысле макроэкономическое равновесие это такое состояние национальной экономики, когда использование ограниченных экономических ресурсов для производства продукции (товаров и услуг) и их распределение между различными членами общества сбалансированы.

Необходимо подчеркнуть, что достижение сбалансированности между ресурсами и их использованием является одним из важных аспектов обеспечения макроэкономического равновесия, как основа формирования стабильности на более высоком уровне, от которого зависит устойчивость других макропропорций, образуемые на менее низких уровнях: совокупный спрос и совокупное предложение, промежуточный спрос и промежуточное предложение, конечный спрос и конечное предложение, потребление и сбережение, инвестиции и накопление, экспорт и импорт, и другие.

Согласно классической теории, ограниченность ресурсов, порождает и ограниченность производственных возможностей национальной экономики.  Поэтому, при анализе социально-экономического развития и макроэкономического состояния национальной экономики, исследование сбалансированности ресурсов и их использования приобретает первостепенный характер.

Динамические показатели ресурсов и их использования за годы независимости Узбекистана по объему в стоимостном выражении выросли в несколько раз (Рисунок 2.1.).

Особенно наиболее высокие темпы наблюдались в период становления национальной экономики и формирования рыночного хозяйства (1991-1993 гг. и 1994-1995 гг.), где были свойственны высокие темпы изменения цен (гиперинфляция).  1994-1995 годы общий объем ресурсов (в текущих ценах) и их использования выросли почти в 5 раз, относительно снизившись, показателей предыдущих лет.

Последующие годы сопоставительный уровень роста объема ресурсов и их использования приобрели тенденцию снижения. Если в 1995-2000 годы объем ресурсов и их использования увеличились на 9,5 раз, то за 2012-2017 годы (за последнюю пятилетку) они повысились на 2,6 раз.

При этом уровень сбалансированности ресурсов и их использования в экономике Узбекистана за годы независимости имел не равномерное значение, демонстрируя довольно флуктуационный характер (Рисунок 2.1.3.).По мере снижения темпа инфляции, изменения сопоставительного уровня роста объема ресурсов и их использования за пятилетку, постепенно уменьшались, приобретая более пологий вид кривых (Рисунки 2.2.а — 2.2.d).

Следует подчеркнуть, что теоретически ресурсы и их использование должны быть равновесными, а в мировой практике не наблюдается их баланс в статике. Они сбалансированы в динамическом ряду, путем использования превышенной части ресурсов, в последующие временные отрезки.

 Наиболее высокий уровень отставания ресурсов от использования приходится на 1995-2003 годы, который объясняется переходным этапом экономики  Узбекистана на рыночные отношения. За анализируемый период средний показатель неравновесного уровня ресурсов и использования составил -3,83 процентного пункта, что указывает на довольно-таки значительный разрыв уровня их сбалансированности.

В последующие периоды уровень не равновесности ресурсов и использования заимели более сбалансированное значение. Необходимо подчеркнуть, что изменение объема ресурсов взаимосвязано со структурными сдвигами. Однако в структуре ресурсов за анализируемый период не произошли существенные изменения (Рисунок 2.1.4.).

Обобщив выше представленный анализ, следует отметить что, во-первых, так как ресурсы в основном состоят (79,4%, в 2017 г.) из валового выпуска (в основных ценах), целесообразно достичь постепенного и регулярного темпа роста его величины в перспективный период для увеличения общего объема ресурсов.  Сохранилась главенствующая роль объема выпуска в основных ценах, который составил 4/5 части всего ресурсов. Удельный вес налогов на продукты выросли с 5,78 % (2000 г.) до 6,76% (2017 г.), при снижении субсидий, несмотря на незначительную их долю. Относительно существенный сдвиг наблюдался в импорте продукций, который увеличился на 2,19 процентных пунктов за анализируемый период и достиг 13,9 процентного уровня в 2017 году.

Во-вторых, за период независимости Узбекистана налоговая нагрузка потребителей, в виде косвенных налогов на продукты увеличилась, что требует пересмотра налоговых ставок пользу покупателей (потребителей).

Мировая практика показывает, что мере развития национальной экономики соотношение косвенных налогов к прямым налогам уменьшается. В статье «Зарубежный опыт косвенного налогообложения» представляются данные поступление в бюджет прямых налогов в 1890 и 2000 годах, где они за анализируемый период выросли в Германии с 24.6 до 72.5, в Италии с 36.2 до 76.2, в Бельгии с 28.3 до 73.1%  и во Франции с 16.3 до 71.8 %.[1]

По представленным данным можно увидеть, что доля косвенных налогов в развитых странах намного ниже, чем удельный вес прямых налогов. Эта тенденция сохраняется по многим развитым странам, и по нынешний период. Например, в 2015 году основным источником доходов государственного бюджета Австралии, США, Канады и Великобритании стали прямые налоги, удельный весь которых составили 60, 44, 40 и 36,7 % соответственно.[2]

Однако в Нидерландах, Бельгии, Австрии и во Франции более 50% бюджетных доходов образуются от сбора налога на доходы (НДС), т.е., от косвенных налогов.

Такая же ситуация по сбору налогов наблюдается в развивающихся государствах. Удельный весь косвенных налогов в бюджетных поступлениях латиноамериканских стран, в частности, в Чили составили 46%, в Перу — 42% в Боливии и 49% .[3]

В связи с этим, для национальной экономики Узбекистана на данном этапе целесообразно принять курс постепенного уменьшения доли косвенных налогов в бюджет путем повышения поступлений от прямых налогов.  Резервом увеличения удельного веса прямых налогов в бюджет является легализация трудовых ресурсов, работающие в теневом секторе и переход предприятий от платы единого налога, на общий режим налогообложения.

По данным МВФ «в 2017 году при наличии трудовых ресурсов в количестве 13,5 миллиона человек, в Узбекистане только 4,5 миллиона систематически платили налоги и социальные отчисления. Кроме того, в 2017 году из 350 000 фирм, которые, по имеющимся оценкам, осуществляют деятельность на территории Узбекистана, лишь около 8 000 платили налоги в соответствии с общим режимом налогообложения».[4]

В-третьих, снижение субсидий связано с государственной политикой либерализации всех сфер национальной экономики, в частности, постепенного отказа от государственных фиксированных цен на определенные товары и услуги, поддержки неэффективных и ранее считавшиеся приоритетными отраслями и сферами отечественного производства.

В ближайшую перспективу со стороны государства будет осуществляться политика снижения субсидирования в связи с либерализацией и формированием рыночных цен. Будут созданы нормальные условия для получения доходов государственными предприятиями, с последующим реформированием и продажей государственной доли экономическим субъектам, других форм собственности. В первую очередь, оно заденет государственные предприятия предоставляющие товары и услуги населению. Государственные предприятия производящие и предоставляющие электроэнергию, газ и воду.

В-четвертых, рост доли импортных продукций в общем объеме ресурсов за 2000-2017 годы, объясняется с расширением деятельности отечественных производств на импортном сырье и запчастях для повышения конкурентоспособности национальных продукций, и увеличением спроса на импортные товары на потребительском рынке.

Также, увеличение удельного веса импортных продукций в общем объеме ресурсов за анализируемый период объясняется повышением спроса на импортные инвестиционные товары в связи с модернизацией и технико-технологической перевооружением отечественных производств.

Стратегия развития Узбекистана до 2030 года направлена на модернизацию и технико-технологическое перевооружение национальных промышленных предприятий, а также на обеспечение потребности населения качественными товарами и экологически чистыми продуктами, что в свою очередь повлияет на увеличения ввоза импортных продукций, и приведет к отрицательному значению внешнеторгового баланса в ближайшую перспективу.

Позитивным аспектом данного положения является изменение макропропорции сбережений и инвестиций, в пользу увеличения инвестиций как фактора экономического роста. Негативный аспект превышения инвестиций от внутренних сбережений проявляется в том, что оно происходит за счет заимствования финансовых средств из-за рубежа, что чревато ростом внешней задолженности страны.

В целом, резюмируя анализ равновесности ресурсов и их использования — как важную макроэкономическую пропорцию системы национальных счетов, необходимо отметить, что на нынешнем этапе экономического развития Узбекистана следует интенсивно развить и модернизировать отечественное производство путем оснащения передовыми техническими и технологическими оборудованиями, постепенно отказаться от субсидирования производство продукций, формировать реальные цены на товары и услуги, содействовать легализацию фирм и трудовых ресурсов из теневого сектора, что будет способствовать росту валового объема ресурсов и совершенствованию их структуры.

[1] Зарубежный опыт косвенного налогообложения. https://utmagazine.ru/posts/13304-nalogovoe-bremya-za-rubezhom

[2] Налоговое бремя за рубежом https://utmagazine.ru/posts/13304-nalogovoe-bremya-za-rubezhom

[3]  Там же, https://utmagazine.ru/posts/13304-nalogovoe-bremya-za-rubezhom

[4] Uzbekistan: Staff Concluding Statement of an IMF Staff Visit, July 31, 2018 https://www.imf.org/ru/News/Articles/2018/07/31/ms073118-uzbekistan-staff-concluding-statement-of-an-imf-staff-visit

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *