Действенные механизмы обеспечения инновационных процессов в агропромышленной сфере Республики Узбекистан

Насимов Шавкат Васиевич,

Тошкент кимё-технология Институти Шаҳрисабз филиали ўқитувчи-ассистенти

Ключевым вопросом дальнейшего развития для Узбекистана является  реализация путей даль­нейшего социально-экономического развития, выявление эффективных направлений развития и механизмов его осуществления. Нормативно – правовой базой социально-экономического развития республики служит принятый Президентом Республики Узбекистан Указ от 7 февраля 2017 года за номером № ПФ -4947» Стратегия действий развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы»[1]

Инновационный процесс в  аграрном секторе представляет собой постоянный и непрерывный поток превращения технических или технологиче­ских идей в новые технологии или отдельные ее составные части и доведения их до использования непосредственно в производстве с целью получения ка­чественно новой продукции.

Главная особенность инновационного процесса в агропромышленной сфере заключается не в создании в отрасли принципиально новой продукции, а в освоении в хозяйственной практике новых технологий, основанных на дос­тижениях науки и техники в смежных отраслях‑поставщиках.

Однако, в последнее время, несмотря на сложную экономическую ситуацию настоящего времени, все большее количество сельскохозяйственных предприятий Узбекистана находят возможности для внедрения в первую очередь новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур.

Научно обоснованное проведение аграрных реформ с усилением инновационной направленности возможно лишь при дальнейшем развитии и совершенствовании научных исследований и практической их реализации, включая более совершенные технологии, продуктивные сорта сельскохозяйственных культур, новые технические средства.

Возможности сельскохозяйственной науки и степень ее влияния на сельское хозяйство, и научно-технический прогресс в отрасли в значительной мере зависят от ее финансового потенциала, то есть от того, насколько общество может обеспечить ее средствами, необходимыми для реализации научно-технических программ и организации производства научной продукции.

В связи с тем, что в сложившихся условиях инвестирование инновационных процессов в АПК является малопривлекательным для отечественных банков и иностранных инвесторов, для проведения активной инновационной политики потребуется проведение специальных неординарных мер, позволяющих совершенствовать систему государственного инвестирования, кредитную и налоговую политику, внебюджетное финансирование.

Важнейшую роль в активизации инновационного процесса призваны сыграть институциональные преобразования в отрасли. Необходим активный поиск новых путей более глубокой и разносторонней интеграции науки и производства, совершенствование внутренних и внешних связей рыночных отношений, развитие организационных структур.

В этой связи рассматриваются основные задачи и принципы реформирования предприятий АПК в направлении создания открытых агропромышленных систем. Во многом это актуализируется значительным ростом инновационной составляющей в механизме агропромышленного развития.

К проблемам дальнейшего развития сельского хозяйства в Узбекистане можно отнести следующие:

— в структуре посевных площадей преобладают 2 культуры: пшеница (39,7%) и хлопчатник (35,8%), которые в совокупности занимают около 75,5% от общей посевной площади;

— нарастающий дефицит водных ресурсов;

— продолжает ухудшаться мелиоративное состояние орошаемых земель. Из всего объема орошаемых земель около 49 % засолены в различной степени, при этом около 18 % – это сильно и среднезасоленные земли, свыше 23 % относятся к категории земель с низким балл-бонитетом;

—  низкий уровень выделения льготных кредитов во время проведения агротехнологических мероприятий для производства хлопка-сырца и зерновых культур для государственных нужд (60%), что не позволяет осуществлять их своевременно и качественно;

— недостаточный объём производства кормов для интенсивного развития животноводства из-за низкой доли в общей посевной площади кормовых культур (8,7%). Как следствие, объёмы производства продукции животноводства (несмотря на устойчивый темп роста отрасли) недостаточны для удовлетворения активно растущего спроса населения;

— отсутствие стабильного и долгосрочного партнерства сельхоз товаропроизводителей с поставщиками сырья и переработчиками, а также покупателями на внутреннем и внешнем рынках. В период сезона сбора урожая сбыть всю продукцию быстро не получается, плодоовощных хранилищ не хватает. В результате, происходят потери большой части скоропортящейся плодоовощной продукции;

— недостаточное развитие инфраструктуры по заготовке и хранению сельскохозяйственной продукции, что создает риски потерь части производимой продукции и недообеспеченности спроса населения в осенне-зимний период;

— преобладание в экспорте доли не переработанной продукции, что сокращает как географию экспорта, так и потенциально возможные доходы;

— недостаточные объёмы инвестиций, привлекаемых в сельское хозяйство. Их доля в валовом объёме инвестиций составляет всего около 4,0%.

Резервы развития. Для дальнейшего развития сельского хозяйства необходимо задействовать имеющиеся резервы в использовании земельно-водного, трудового и производственного потенциала:

— внедрение современных почвозащитных технологий, а также использование инновационных агротехнологий производства сельскохозяйственных культур, что позволит к 2020 году повысить балл бонитета почвы с 55 до 56, что приведёт к росту урожайности сельхозкультур примерно на 10%;

— рациональное и экономное использование водных ресурсов на основе оптимизации оросительных норм, внедрения водосберегающих технологий и реконструкции существующих оросительных систем, что позволит сократить используемый в сельском хозяйстве объём водных ресурсов к 2017 г. на 10-20 %;

— создание интенсивных садов (карликовых и полукарликовых) которые сегодня в республике дают около 15 тонн продукции с 1 га (обычные высокорослые сады – 10т/га), тогда как в таких странах как Турция, Польша и Голландия этот показатель доходит до 50 тонн;

— повышение производительности труда в сельском хозяйстве не менее, чем в 2 раза путем роста механизации отрасли;

— совершенствование механизма финансово-правового стимулирования, направленного на защиту интересов и повышение материальной заинтересованности фермера в результатах своей деятельности.

— стимулирование разработок новых селекционных сортов растений и пород животных, агротехнологий и их внедрения в целях повышения урожайности сельскохозяйственных культур и роста продуктивности животноводства;

— создание условий для формирования и развития форм фермерской кооперации по закупке, хранению сельскохозяйственной продукции, расширению объемов её глубокой переработки на базе современных мини-технологий;

— дальнейшее развитие перерабатывающей отрасли и увеличение в экспорте сельхозпродукции доли продовольственных продуктов преимущественно глубокой переработки, направленных на конечное потребление.

Применительно к рассматриваемым проблемам особое значение приобретают:

— знания, характеризующие прошлые, настоящие и будущие потребности хозяйств области в инновационных технологиях;

— знания о потенциальных возможностях сельскохозяйственных производств области в сфере внедрения инновационных технологий;

— знания о новых технических и технологических способах агропромышленного производства;

— знания инновационных способов эффективной организации сельскохозяйственных производств как открытых систем, способных гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям рынка.

Анализ опыта действия механизма стимулирования повышения восприимчивости сельскохозяйственного производства к нововведениям, проведенный в работе, показывает, что общность подходов государственной научной политики в странах с развитой рыночной экономикой заключается в том, что в качестве важнейших инструментов экономического стимулирования научно-технического прогресса выступают кредитные, налоговые, амортизационные, ценовые, страховые и другие рычаги, включая прямое бюджетное финансирование НИОКР. Используемый набор льгот и стимулов, реализуясь через законодательные акты, отличает целенаправленный характер и строго конкретную адресность.

Отдельные элементы государственно-правового обеспечения развития инновационных процессов могут быть использованы при разработке отечественного механизма стимулирования повышения восприимчивости сельских товаропроизводителей к освоению инновационных достижений и на их основе создать условия эффективного ведения агропромышленного производства.

Можно сформулировать ряд условий, без обеспечения которых не приходится рассчитывать на масштабное развитие инновационного прогресса и, соответственно, на коренной подъём сельскохозяйственного производства. К ним необходимо отнести следующие условия:

  • формирование более широкого слоя сельскохозяйственных предприятий (25‑30 % от их общего числа), заинтересованных и способных реализовывать инновации;
  • создание в регионах единых информационно‑консультационных и обучающих систем, обеспечивающих доведение новых знаний до всех предприятий, способных осваивать инновации;
  • проведение систематизированной оценки всего научного потенциала аграрной науки, выявление и сосредоточение основных ее усилий на перспективных направлениях деятельности;
  • проведение ранжирования всех потенциальных потребителей новшеств из общего числа сельскохозяйственных товаропроизводителей регионов и выделение наиболее активных из них для реализации первичного освоения в производстве имеющихся научных достижений;
  • содействие развитию современного сельскохозяйственного машиностроения, продукция которого позволила бы совершить качественный пере­ход в технике и технологии сельскохозяйственного производства.

В ряду этих условий важное место занимает разработка методологии прогнозирования тенденций инновационного развития сельского хозяйства. Прогнозирование как научное предвидение о направлениях развития экономики является инструментом научного обоснования региональной политики в сфере АПК.

Для реализации всех преимуществ инновационной деятельности в аграрной сфере необходимо формирование регионального механизма управления инновационной деятельностью в сельском хозяйстве, адекватного современным условиям хозяйствования.

Формирование современного механизма управления инновационной деятельностью в сельском хозяйстве предполагает учет множества разнообразных обстоятельств и, прежде всего, наличие комплексного подхода к использованию его объективных закономерностей, создание анти затратного механизма, целевую ориентацию производства, выявление и блокирование механизмов отторжения прогрессивных новаций производством.

Многообразие экономических методов и форм, используемых в развитии инновационной деятельности, вызывает объективную необходимость оценки степени согласованности и сбалансированности инновационных процессов. Одним из критериев такой оценки может служить эффективность инновационного процесса, которая влияет на производство конечных продуктов сельского хозяйства, наполнение потребительского рынка, снижение цен как следствие конкурентных основ организации научных исследований, разработок и производства сельскохозяйственной продукции.

Однако на стадии принятия решений при интеграции науки с производством и формирования соответствующего экономического механизма возникает потребность в предварительной оценке, анализе и прогнозе возможных производственных, сбытовых и других ситуаций. Для этого нами вводится Rнн — рейтинг инновации. Особенно важной представляется сравнительная оценка рейтинга инноваций и нововведений предусматривающая включение следующих составляющих:

Rин = Rр.и + Rв.н + Rэф.н + Rэ.ц.и.                                           (1)

где Rр.и — рейтинг разработки инновации, Rв.н — рейтинг внедрения инновации, Rэф.н — рейтинг эффективности инновации, Rэ.ц.и — рейтинг экономической целесообразности инновации.

Эффективность экономического механизма инновационной деятельности в АПК региона заключается в придании системного научного характера комплексному управлению этим процессом и стимулирования развития интеграционных форм взаимодействия науки и производства.

На основе требований к проведению комплексных исследований, строящихся на изучении системных связей, как с теоретической, так и с практической сторон, следует определить общий продукт (товар или услугу) инновационного процесса с целью оценки субъектов хозяйственной деятельности, входящих в рассматриваемую систему.

Знаком Х обозначим каждый из факторов (субъектов инновационного процесса). Тогда модель взаимодействия этих факторов может быть представлена в виде равенства:

Х= (Х1, Х2, Х3, Х4, Х5, Х6)            (2)

Каждая комбинация факторов может иметь несколько выражений, так что: Хi = (Xij), Xij = (Xijg), где i – тип факторов, j — номенклатура факторов, g — источник факторов.

Аналогично рассматриваются вектор действия (W) наиболее значимых факторов и весовой коэффициент (z) каждого из факторов:

Необходимо провести попарное сравнение факторов ряда X и W. Соседние коэффициенты Zi u Zi+1 связаны соотношением Wi = Zi/Zi+1 и рассчитываются по формуле:

Zi =                                                   (3)

После расчета весовых коэффициентов устанавливаем среднее арифметическое значение весового коэффициента для каждого i-го фактора. Эта формула положена в основу разработанной компьютерной программы, позволяющей методом моделирования представить, изменяя факторы приоритетов, эффективную зону инновационного процесса в сельскохозяйственном производстве.

Предлагаемый подход позволит, на наш взгляд, заранее предусмотреть возможные отклонения в управлении инновационной деятельностью и регулировать отношения субъектов хозяйствования в целях дальнейшего роста эффективности сельскохозяйственного производства, наполнения рынка, развития рыночной инфраструктуры в Узбекистане.

 

Литература:

 

1.Указ от 7 февраля 2017 года Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева за номером № ПФ -4947 “Стратегия действий развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы”

  1. Орлова Н.В. Инновационная экономика и инновационный путь развития // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2009г. – №4 (42).
  2. Уколова Н.В. Методологические и теоретические основы исследования инструментов обеспечения инновационного развития экономики: монография. — Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2012г.

[1] Указ от 7 февраля 2017 года Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева за номером № ПФ -4947 “Стратегия действий развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *