ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНЫ УЗБЕКИСТАНА

Базарова Нигора Равшановна

ТГЭУ, старший преподаватель кафедры «Банковское дело и инвестиции»,

e-mail: nigorabazarova0104@gmail.com

Активная инвестиционная политика является одним из самых эффективных инструментов развития и совершенствования экономики каждого государства.

Как отмечал Президент республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев «Инвестиции должны быть адресными, экономически эффективными. Средства необходимо направлять в зависимости от потенциала районов, от того, в каких предприятиях нуждается регион. Заместители хокимов областей по инвестициям должны выезжать за рубеж и привлекать инвестиции на конкретные проекты» [13].

Государству принадлежит значительная роль в формировании благоприятной инвестиционной среды в субъектах Республики Узбекистан. Многие регионы Узбекистана располагают соответствующим инвестиционным потенциалом, который может быть успешно реализован при поддержке государства. В условиях рыночной экономики каждое государство должно прилагать усилия для привлечения в первую очередь в сферу материального производства как отечественных, так и иностранных инвесторов. С этой целью разрабатывается и реализуется определенная инвестиционная политика, формируется соответствующий инвестиционный климат.

На выполнение задач Государственной программы «Года развития науки, просвещения и цифровой экономики» предусматривается затратить колоссальное средство в размере 18,3 триллиона сумов и 10, 4 миллиарда долларов или, другими словами, в общей сложности около 30 триллиона сумов средств, что составляет 890 тысяч сумов на одного жителя республики. Научными исследованиями и опытом развитых стран доказано, что инвестиции в цифровую экономику всегда дают высокую отдачу, ибо это затраты на развитие интеллектуального труда и нематериальные факторы производства. Цифровая экономика занимает в национальной экономике около 3% процентов в ВВП и динамичное ее развитие в этом и последующих годах создаст устойчивые дополнительные рабочие места. Реализация заданий этого года повысит вклад цифровой экономики в ВВП и к 2030 году достигнет 30 % [15].

Иностранные инвесторы уделяют важное внимание законодательству в области инвестиций. Учитываются так же отраслевые особенности сельского хозяйства такие, как зависимость производства от природно-климатических условий, высокая капиталоемкость, развитие социальной и производственной инфраструктуры, наличие мер государственного регулирования (бюджетных инвестиций, государственных закупок сельскохозяйственной продукции, налоговых и кредитных льгот, и т.п.).

Эффективность инвестиционной политики в государстве во многом зависит от того, насколько при ее формировании учтены макроэкономический и региональные аспекты, согласованы и стратегически ориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и регионов.

Инвестиционная политика государства является важнейшей составной частью общей экономической политики. Она представляет собой комплекс целей, задач, направлений и мероприятий, осуществляемых для активизации капиталовложений, оптимизации их структуры, повышения их эффективности [8].

Основываясь на стратегических целях укрепления роли регионов в процессе принятия управленческих решений с учётом их специфики, местные органы власти Республики Узбекистан должны решать задачу определения и выбора своей модели организации инвестиционной деятельности на территории областей.

Цель инвестиционной политики – создание условий для эффективных вложений в экономику региона. Под эффективными вложениями обычно понимаются такие инвестиционные вложения, которые помимо платы за риск

инвестиций позволяют получить приемлемую для инвестора и для региона, принимающего инвестиции, экономическую выгоду в виде, например, прибыли от инвестиций или ускорения социально-экономического развития. В этой связи, основным критерием для инвестора будет являться ожидаемая доходность на вложенный капитал в сопоставлении со степенью риска, а для региона ускорение социально-экономического развития, улучшения экономических показателей и в том числе, – повышение бюджетной эффективности региона.

Повышение бюджетной эффективности региона – положительное изменение регионального бюджетного сальдо, то есть либо инвестиции должны привести к росту доходов, либо к снижению расходов регионального Бюджета [9].

В Республике Узбекистан до недавнего времени инвестиционной политике уделялось недостаточно внимания, однако в настоящее время государство начало понимать всю важность правильной инвестиционной политики и предпринимать шаги в нужном направлении.

Характер инвестиционной политики определяется степенью государственного вмешательства в экономические процессы, степенью увязки данной политики с иными государственными институтами, к которым относятся налоговая, финансово-кредитная, лицензионная и ценовая политика, политика занятости, привлечения иностранных инвестиций, правовое поле и общий административный уклад.

В Узбекистане принимаются комплексные меры по дальнейшей активизации инвестиционной политики, направленной, в том числе, на модернизацию и создание высокотехнологичных производств, обеспечивающих глубокую переработку отечественных сырьевых ресурсов и производство готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.

Разработка обоснованной инвестиционной политики региона на перспективу проводится из глобальной целевой установки по развитию данного региона. Большинство регионов страны ставят своей стратегической целью создание структурно и технологически развитой экономики с устойчивым типом воспроизводства. В соответствии с этим определяются принципы инвестиционной политики региона.

Принципами формирования обоснованной региональной инвестиционной политики являются: эффективность, структурное равновесие, целенаправленность, общенациональная значимость [10].

Инвестиции, направляемые в экономику региона, должны приносить прибыль в условиях, ограничиваемых целями каждого конкретного проекта, периодом его реализации, привлекаемыми под него ресурсами. Целесообразно вкладывать средства в проекты, эффективность которых заранее подтверждена, сроки окупаемости невелики, а условия реализации не имеют дополнительных рисков.

Следовательно, инвестиции должны направляться в первую очередь на создание новых не капиталоемких или стратегически важных производств, ориентированных на конкретные внутренние и внешние рынки сбыта, или реконструкцию и модернизацию традиционной промышленной базы. Следует отказаться от финансирования и поддержки безнадежно убыточных предприятий, а также от создания новых производств, продукция которых будет неконкурентоспособна по сравнению с аналогичными завозимыми товарами или ресурсами.

В региональной экономике инвестиционные потоки имеют определенные ограничения структурного характера. Каждое структурное соотношение нуждается в установлении некоторых предельных уровней развития или текущего состояния. Предельные значения должны устанавливаться взвешенно, в зависимости от тактических условий реализации того или иного этапа программы и возможности вмешательства государства в решение этих проблем, поскольку возможно сознательное манипулирование подобными соотношениями.

Необходимость целенаправленности инвестирования связана с ограниченностью инвестиционных ресурсов. Инвестиции следует направлять на реализацию конечного числа проектов, имеющих конкретное обоснование и практическую пользу.

Проведение инвестиционной политики в регионах не предполагает осуществление той или иной национальной идеологии, оно аккумулирует материализацию корпоративных, групповых и частных интересов сторон, лишь опосредованно представляя собой реализацию интересов общества в целом. В этом ее уязвимость.

Интересы различных групп пересекаются и зачастую тормозят развитие экономики. Поэтому основными условиями реализации инвестиционной политики должны стать концентрация и общая направленность финансовых и иных интересов основных субъектов инвестиционного процесса, их ответственность в принятии решений и реализации тех или иных программ.

Инвестиционная политика имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных.Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому нужно ей уделять огромное внимание.

В современных условиях в разных регионах все более актуальным становится вопрос, куда лучше вкладывать средства. Как показывает мировой опыт, особо приоритетными являются те сферы инвестиций, которые позволяют добиваться быстрой окупаемости вложений [11].

Существует ряд факторов, которые препятствуют активному росту инвестиций и производства. Ключевыми из них можно отметить такие, как неготовность получателей инвестиций – предприятий и организаций к эффективному освоению средств, в первую очередь, из-за низкого качества управления. Также неготовность инвесторов вкладывать капиталы в не реформированные предприятия по причине высоких рисков, невозможности адекватно определить сам уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия, ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность).

Таким образом, для осуществления эффективной экономической политики необходимо разрабатывать эффективную инвестиционную политику региона, ключевыми принципами которой должны стать:

-последовательная децентрализация инвестиционного процесса путём развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

-размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с государственными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;

-создание эффективных условий функционирования рынка товаров, услуг и капиталов на основе равного конкурентного режима для предпринимателей и инвесторов;

-открытость проводимой инвестиционной политики;

-обеспечение ясности и прозрачности инвестиционного процесса, доступности для всех инвесторов информации, которая необходима для осуществления инвестиционной деятельности;

-сбалансированность государственных, социальных, политических и экономических интересов всех участников инвестиционнофинансового рынка;

-разработка положительного имиджа региона, который позволит увеличить вложения капитала как со стороны отечественных, так и со стороны зарубежных инвесторов.

В современных условиях наиболее важной является проблема повышения качества экономического роста в регионах. В связи с этим появляется необходимость анализа качества экономического развития регионов с использованием показателей эффективности для определения основных факторов, влияющих на качество экономического роста регионов.

Основными показателями, отражающими трансформацию результатов экономического роста на качественные изменения экономики, являются материалоотдача, капиталоотдача и производительность труда, за счет роста которых обеспечиваются структурные изменения в экономике и в конечном счете происходит улучшение благосостояния населения.

Перечисленные выше показатели характеризуют объем валового регионального продукта, произведенный на каждую единицу вложенных материальных, капитальных, финансовых и трудовых ресурсов. Оценка этих индикаторов играет важное значение при анализе качества экономического роста на всех уровнях экономической политики, начиная от микроуровня и заканчивая уровнем макроэкономики.

Анализ тенденций экономического развития регионов показал, что в 2000-2019 годах во всех регионах Республики Узбекистан наблюдается стабильный экономический рост. [12] ( см. табл.1)

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал (в фактических ценах, млрд. сумов) [16]

При этом рост экономики в регионах имеет разный характер в зависимости от сложившейся структуры и специфических особенностей регионов, что подтверждается растущей межрегиональной дифференциацией по максимальным и минимальным значениям ВРП на душу населения регионов Узбекистана. (см. рис. 2)

Таблица 2.

Инвестиции в основной капитал на душу населения (тысяч сумов) [17]

Кроме того, несбалансированность роста в регионах Узбекистана подтверждается сложившимися структурными изменениями в отраслевых структурах экономик регионов.

Одним из основных показателей эффективности экономического роста, свидетельствующим о качественных изменениях в экономике регионов, является показатель материалоотдачи в производственном процессе.

В промышленности за последние 18 лет из всех регионов Узбекистана позитивного результата по показателю материалоотдачи достигла лишь Сурхандарьинская область со значением 1,13 в 2018 году, что подразумевает достижение прироста материалоотдачи на 13 процентных пунктов, по сравнению со значением данного показателя в 2000 году.

Показатель материалоотдачи означает сколько сумов валового выпуска приносит 1 сум затраченных на производство материальных ресурсов. Изменения показателя материалоотдачи в реальном секторе экономики регионов за анализируемые 2000-2018 годы, в основном, имеют негативный характер (рис.1).[12]

Рис .1. Изменение материаоотдачи в реальном секторе экономики регионов за 2000-2018 годы (в разах, 2000г. =1) [12]

Однако материалоотдача в сельскохозяйственной отрасли Сурхандарьи в 2018 году снизилась до 0,83 – значения данного показателя в 2000 году. То есть материалоотдача в сельскохозяйственной отрасли Сурхандарьи снизилась на 17 процентных пунктов, по сравнению со значением аналогичного показателя в 2000 году, или же материальные затраты на производство 1 сума сельскохозяйственной продукции в 2018 году выросли на 17 процентных пунктов, по сравнению с 2000 годом.

Позитивных результатов за 2000-2018 годы по показателю материалоотдачи в отрасли сельского хозяйства достигли Кашкадарьинская область – 1,42 раза и Наманганская – 1,15 раза. Незначительно существенных позитивных значений по данному показателю достигли Джизакская и Ташкентская области, обе – 1,06 раза.

В таких регионах, как Республика Каракалпакстан, Андижанская, Бухарская, Навоийская, Самаркандская, Сырдарьинская, Ферганская, Хорезмская области и г.Ташкент, значение показателей материалоотдачи за 2000-2018 годы по обеим отраслям реального сектора экономики негативные.

В тех отраслях реального сектора экономики регионов, где был отмечен рост показателя материалоотдачи, можно констатировать эффективное использование инвестиционных ресурсов, направленных на модернизацию и развитие этих отраслей. По регионам, где по отраслям реального сектора экономики не было достигнуто позитивных результатов по показателю материалоотдачи, можно сделать вывод, что направленные инвестиции на развитие экономики этих регионов были использованы недостаточно эффективно.

Эффективность использования инвестиционных ресурсов, направленных в основной капитал экономики регионов, расматривается посредством показателя капиталоотдачи. Показатель капиталоотдачи характеризирует объем дополнительного выпуска произведенной продукции за единицу вложенных инвестиций.

Как видно из анализа показателя капиталоотдачи в экономике регионов Узбекистана (рис. 2), наибольший объем инвестиций за 2000-2018 годы был привлечен в экономику Сурхандарьинского региона. Объем привлеченных инвестиций к 2018 году вырос в 13,7 раза, по сравнению с 2000 годом. Однако необходимо отметить, что по показателю капиталоотдачи данный регион имеет самые низкие значения: изменение капиталоотдачи к 2018 году составило 0,25 раза, по сравнению с достигнутым уровнем данного показателя в 2000 году. [12]

Наибольшей результативности по эффективному использованию инвестиций среди регионов Узбекистана достиг Джизакский регион. По результатам 2018 года показатель капиталоотдачи вырос в 1,06 раза, то есть на 6 процентных пунктов, по сравнению с уровнем данного показателя в 2000 году. Объем инвестиционных вложений в экономику Джизакского региона за аналогичный период вырос в 4,0 раза и составил самый низкий уровень инвестиционных вложений среди регионов Узбекистана. Данное положение свидетельствует о том, что инвестиционная политика, реализуемая в Джизакском регионе, была самой эффективной, по сравнению с другими регионами, то есть Джизакский регион достиг более высоких темпов роста ВРП при вложении одного сума инвестиций в экономику.

Рис. 2. Рост инвестиций и изменение капиталоотдачи в регионах за 2000-2018 годы (в разах, 2000г. в сопоставимых ценах 2000года) [12]

Практически все остальные регионы, за исключением Джизакского, не достигли уровня 2000 года по показателю капиталоотдачи. К регионам, достигшим близких значений к уровню 2000 года по этому показателю, можно отнести г.Ташкент со значением 0,95 раза, Республику Каракалпакстан – 0,94 раза и Андижан – 0,82 раза. В целом, оценивая изменение уровня капиталоотдачи и роста объема вложенных инвестиций за 2000-2018 годы в экономиках регионов, можно сделать вывод о том, что экономики практически всех регионов Узбекистана являются капиталоемкими, за исключением Джизакской области.

Другим важным показателем эффективности производства является производительность труда. Производительность труда характеризует результативность труда. На макроуровне она измеряется объемом произведенной продукции работником за определенный период времени.

Анализ изменения производительности труда в регионах Узбекистана показывает, что за 2000-2018 годы практически во всех регионах наблюдается рост производительности труда (рис. 3).

Рис. 3. Рост производительности труда и среднемесячный начисленной реальной заработной платы за 2000-2018 годы (в разах, в сопоставимых ценах 2000 года). [12]

Наилучших достижений по данному показателю достиг г. Ташкент, где рост показателя составил 4,6 раза, по сравнению с 2000 годом. Самое низкое значение данного показателя приходится на Навоийскую, Кашкадарьинскую и Ферганскую области с ростом производительности труда за анализируемый период в 1,7 раза и 1,8 раза, соответственно. Остальные регионы Узбекистана имели рост производительности труда свыше 2,0 раза.

Низкий уровень производительности труда в Навоийской, Кашкадарьинской и Ферганской областях обусловлен не только недостаточным развитием отраслей с высокой добавленной стоимостью, но и высокой долей инвестиций в добывающие отрасли, которые считаются весьма капиталоемкими. Сложившаяся ситуация, в свою очередь, объясняет низкие уровни инвестиций в современные технологии и низкий уровень квалификации занятых в этих регионах.

В таких регионах, как г.Ташкент, Республика Каракалпакстан и г.Джизак, где значения производительности труда, по сравнению с другими регионами Узбекистана, значительно высоки, достигнутое положение объясняется введением в этих регионах в последние годы мощных производственных объектов, на которых используются современные технологии. К ним можно отнести объекты на Устюртском плато в Республике Каракалпакстан, цементный завод в Джизакском регионе и производственные объекты, работающие на основе новых технологий и производящие продукцию конечного пользования в г. Ташкенте.

Рост производительности труда в регионах Узбекистана за 2000-2018 годы, хотя и показывает позитивные тенденции, но существенно ниже роста ВРП и объемов вложенных инвестиций в экономику этих регионов за этот же период. Низкие уровни роста производительности труда в регионах Узбекистана являются следствием высокого уровня изношенности основных производственных фондов и морально устаревших технологий, высоких затрат при использовании трудоемких производств.

В 2020 и последующих годах будет продолжена работа по активному привлечению прямых иностранных инвестиций, диверсификации их направлений для реализации проектов в приоритетных направлениях таких, как электроэнергетика, химическая отрасль, производство электротехнической продукции, IT-технологии, легкая промышленность, сельское хозяйство и производство строительных материалов.

Узбекистан по многим позициям уже соответствует стране с благоприятным инвестиционным климатом, особенно после проведенной либерализации валютного рынка.

Анализ современной практики свидетельствует о явном противоречии между инвестиционными потребностями регионов и нынешним уровнем их инвестиционной привлекательности. Необходимо обладать умением грамотно оценить уровень инвестиционной привлекательности региона с целью разработки системных и продуктивно-управленческих решений и действий.

Практика показывает, что, также как и на мировом уровне для зарубежных инвесторов в регионах Республики Узбекистан важны не предоставляемые льготы, а стабильность условий, надежность их вложений, прозрачность экономических процессов. Более того, зарубежные инвесторы начинают выступать против чрезмерной конкуренции между регионами при предоставлении льгот в борьбе за инвестора, так как наличие многочисленных льгот дробит единое инвестиционное пространство, затрудняет для инвестора

объективность оценок и стандартизацию процедур принятия решений об инвестициях.

Следует отметить, что в настоящее время существует огромный разрыв между достигнутым уровнем инвестиций в экономику регионов Республики Узбекистан и уровнем, необходимым для обеспечения их устойчивого развития. Одной из причин такого дисбаланса является проблема достоверности оценок инвестиционной привлекательности регионов, полученных в результате применения существующих методик.

Практика показывает, что проведение оценки инвестиционной привлекательности регионов инвесторами и прочими заинтересованными лицами весьма затруднительно в силу большого количества существующих методик и, в некоторых случаях, недостаточной их проработанности.

Несмотря на положительные тенденции в области привлечения инвестиций в Республику Узбекистан, все же имеются и серьезные проблемы в формировании инвестиционной привлекательности региона, такие как:

необходимость совершенствования и развития законодательства в сфере регулирования иностранных инвестиций; неравномерная развитость инфраструктуры, что влечет за собой отставание периферийных районов от центра и др.

Поэтому регионы должны прилагать большие усилия по организационному обеспечению инвестиционного процесса.

Оценка инвестиционной привлекательности регионов с учетом всех вышеперечисленных проблем необходима для разработки эффективных направлений по повышению инвестиционной привлекательности регионов и страны в целом.

Современные реалии экономического развития диктуют необходимость ориентации на инновационный тип экономического роста с опорой на инвестиционные ресурсы, в том числе и на зарубежные.

В инвестиционной стратегии Узбекистана приоритет отдается инвестиционным проектам, направленным на создание новых высокотехнологичных производств, оснащенных передовой технологией и обеспечивающих глубокую переработку наших сырьевых ресурсов, увеличение экспортного потенциала страны, создание новых рабочих мест.

Таким образом, развитие инвестиционной политики должно реализовываться в следующих направлениях:

— создание условий для равноправной и честной конкуренции;

— дальнейшего развития налоговой системы, стимулирующей направление инвестиций в реальный сектор экономики и комплексного развития финансового рынка;

— дальнейшего развития свободных экономических зон;

— совершенствование и укрепление законодательной базы инвестиционного процесса;

— развитие банковского сектора, фондового рынка, других сегментов финансового рынка с целью решения проблем финансирования инвестиционного процесса.

— создание условий для стимулирования сбережений населения в различных финансово-кредитных учреждениях, расширение финансового рынка, активизация инвестиционной деятельности его институтов.

На основании проведенных исследований можно привести следующие предложения и практические рекомендации по совершенствованию инвестиционной политики в условиях модернизации экономики Узбекистана:

— следует проводить политику по дальнейшему совершенствованию механизма реализации государственных инвестиционных программ;

– совершенствовать механизм совместного участия государства и частного бизнеса в финансировании инвестиционных проектов по приоритетным отраслям промышленности;

– усилить акценты на ресурсосбережение на основе создания условий и факторов, стимулирующих развитие высокотехнологических отраслей с ориентиром на наукоемкие и энергосберегающие производства.

Список использованной литературы

  1. Закон Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности». 25.12.2019г. №ЗРУ-598.
  2. Закон Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан». Дата регистрации: 11 ноября 2019 г. ЗРУ-582.
  3. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по переходу на качественно новую систему формирования и реализации инвестиционной программы Республики Узбекистан. № УП-5717 14.05.2019 г.
  4. Указ Президента Республики Узбекистан «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития» № УП–5635 17.01.2019 г.
  5. Приложение №8 к Указу Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.
  6. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по реализации инвестиционной программы республики Узбекистан на 2020 — 2022 годы. №ПП-4563 09.01.2020 г.
  7. Мирзиёев Ш.М. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. 27. 01. 2020 г.
  8. Казаченко, Л.Д. Инвестиционная политика: учеб. пособие/ Л.Д. Казаченко. – Чита: ЧитГУ, 2006. -С. 237.
  9. Чуб Б. А. Управление инвестиционными процессамив регионе. – М.: БУКВИЦА, 1999, 186 с. с
  10. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. О 63 Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. -416 с., стр. 159
  11. Игонина Л.Л. И. Инвестиции: учеб. пособие / Л.Л. Игонина; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. — М.: Экономист, 2005. -478 с. Стр. 29-34
  12. Хуршед Асадов, ЦЭИР Качество экономического роста регионов. Экономическое обозрение №3 (243) 2020 г.
  13. https://president.uz/ Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. 27 январь. 2020 г.
  14. https://cbu.uz/oz/- Официальный сайт Центрального банка Рес.Уз.
  15. https://www.review.uz/ru/. Мультипликативный эффект цифровой экономики. Турсун Шадиев, доктор экономических наук, профессор Международный Вестминстерский университет
  16.  http://web.stat.uz/open_data/ru/5.2%20Investments%20in%20fixed%20assets_rus.pdf
  17. http://web.stat.uz/open_data/ru/5.1%20Investments%20in%20fixed%20capital%20per%20capita_rus.pdf

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *