Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения в экономике Узбекистана: динамика изменения, структурные сдвиги и факторный анализ

к.э.н., доц. Сиддиков А.Ж. ,

зав.каф. Центра переподготовки кадров и статистических исследований

Совокупный спрос и совокупное предложение являются самыми важными и основными макро индикаторами рассматриваемые в экономической литературе как показатели обеспечивающие общее экономическое равновесие среди пропорций системы национальных счетов. Совокупный спрос и совокупное предложение, как и другие макропропорции обеспечивающие макроэкономическую сбалансированность национальной экономики в статике не бывают идеально равновесными.

В динамике изменения совокупного спроса и совокупного предложения Узбекистана за 2000 2017 годы можно увидеть, что по мере роста их объема разница между ними в абсолютном выражении увеличивалась (Таблица 1).

Таблица 1
Динамика дифференциального изменения совокупного  спроса и совокупного  предложения за 2000-2017 годы
№№ Годы Разница между совокупным спросом и совокупным предложением
в абсолютном выражении,

млн. сум.

в %, совокупному предложению
1. 2000 209 736,60 3,2
2. 2001 571 481,50 5,8
3. 2002 354 847,90 2,4
4. 2003 486 547,10 2,5
5. 2004 342 269,70 1,4
6. 2005 -512 397,50 -1,6
7. 2006 -1 137 790,10 -2,7
8. 2007 -160 482,90 -0,3
9. 2008 401 533,80 0,6
10. 2009 -308 869,80 -0,3
11. 2010 1 406 117,70 1,2
12. 2011 1 436 090,60 1
13. 2012 -2 402 670,80 -1,4
14. 2013 -2 022 413,10 -0,9
15. 2014 -1 470 764,30 -0,6
16. 2015 1 900 722,30 0,6
17. 2016 7 543 196,20 2,1
18. 2017* -4 655 800,00 -1,04
Источник: Расчеты автора на основе данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике
* Экспертные расчетные данные

 

Однако в сопоставительном значении они имели более умеренные показатели. В первой пятилетке XXI века наблюдалось превышение совокупного спроса над совокупным предложением относительно значительного уровня.

В последующих периодах чередовалось понижение-превышение совокупного предложения над совокупным спросом уже более умеренного значения, которые привели к снижению уровня колеблемости (Рисунок 1.).

Рисунок 1. Динамика изменения соотношений совокупного спроса и совокупного предложения (в %, к  совокупному предложению)

Источник: Данные национальных счетов Республики Узбекистан за 2000-2017 годы

Рост (или снижение) объема совокупного спроса и совокупного предложения непосредственно связано с изменениями их структур. Изменения структуры последнего индикатора за 2000-2017 годы повлияли на рост показателей эффективности.

Объемы совокупного предложения, промежуточного продукта и продукций конечного предложения за анализируемый период выросли на несколько раз, но не равномерными темпами. Превышение темпов роста продукций конечного предложения (ВВП, совокупные доходы и прибыли экономических субъектов) над промежуточным предложением (затратами производства) привели к росту доходности национальной экономики (Таблица 2.).

Одним из позитивных аспектов развития национальной экономики Узбекистана является снижение материалоемкости отечественного производства. Если в 2000 году удельный весь промежуточного продукта был равен к 50,3 %, то в 2017 году он снизился до 43,2 % или на 7,1 процентных пунктов, что указывает на осуществление огромных работ по снижению материалоемкости отечественного производства за анализируемый период.

Это связано с привлечением крупных капитальных ресурсов в экономику Узбекистана, модернизацией и техническими перевооружениями национального хозяйства и применением новых инновационных технологий и менеджмента в отечественное производство.

 

Таблица 2
Динамика изменения индикаторов эффективности экономики Узбекистана за 2000-2017 годы
№№ Годы Коэффициент материалоемкости Коэффициент
доходности
Коэффициент продуктивности
1.                                2000 0,503 0,497 0,988
2.                                2001 0,503 0,497 0,988
3.                                2002 0,502 0,498 0,994
4.                                2003 0,498 0,502 1,007
5.                                2004 0,5 0,5 1,002
6.                                2005 0,491 0,509 1,036
7.                                2006 0,494 0,506 1,024
8.                                2007 0,482 0,518 1,073
9.                                2008 0,466 0,534 1,145
10.                           2009 0,459 0,541 1,18
11.                           2010 0,452 0,548 1,21
12.                           2011 0,447 0,553 1,239
13.                           2012 0,445 0,555 1,249
14.                           2013 0,461 0,539 1,168
15.                           2014 0,452 0,548 1,213
16.                           2015 0,448 0,552 1,234
17.                           2016 0,439 0,561 1,276
18.                           2017 0,432 0,568 1,312
Источник: Расчеты автора на основе данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике
*Коэффициент материалоемкости рассчитан как соотношение  PP/VV

** Коэффициент доходности рассчитан как соотношение GDP/VV

*** Коэффициент продуктивности  рассчитан как соотношение  GDP/PP

 

Следовательно, изменился коэффициент продуктивности с 0,988 (в 2000 г.) до 1,312 (в 2017 г.), означающий рост доходов (прибыли) на 1 единицу производственных  затрат (или издержек производства и услуг) экономики Узбекистана.

При исследовании изменений в структуре совокупного предложения за анализируемый период была выявлена тенденция снижения в динамическом ряду доли промежуточного потребления, которая уступила свое место предложению конечного продукта, что и привело к росту коэффициента продуктивности  экономики страны за анализируемый период (Рисунок 2.).

Рисунок 2. Изменение структуры совокупного предложения Узбекистана за 2000-2017 годы

Источник: Данные национальных счетов Республики Узбекистан за 2000-2017 годы

Анализ изменения структуры совокупного предложения за 2000-2017 годы показал, что структурные сдвиги произошли за счет различных факторов. [1]

Во-первых, сдвиги в структуре совокупного предложения за анализируемый период произошли за счет изменения материалоемкости экономики, что нашло свое отражение в снижении удельного веса промежуточного потребления на — 7,057 процентных пунктов (Таблица 3.).

Позитивным аспектом изменения материалоемкости национальной экономики является постепенное, ежегодное в малых объемах снижение удельного веса промежуточного потребления в динамике, что указывает на наличие действующего механизма государственного управления по модернизацию и технико-технологическому обновлению отечественного производства.

Во-вторых, за 2000-2017 годы пропорциональные изменения в структуре совокупного предложения произошли за счет интенсивных факторов, в частности, под влиянием увеличения производительности труда, что привело к росту удельного веса предложения конечных товаров и услуг на 6,296 процентных пункта.

Таблица 3

Динамика изменения индикаторов эффективности экономики Узбекистана за 2000-2017 годы
№№ Годы Изменение структуры совокупного предложения,

в %

За счет изменения материалоемкости экономики За счет экстенсивных факторов За счет интенсивных факторов
1.          2000 -1,185 0,038 1,146
2.          2001 -0,01 0 0,009
3.          2002 -0,135 0,008 0,127
4.          2003 -0,343 0,038 0,305
5.          2004 0,141 -0,023 -0,118
6.          2005 -0,853 0,104 0,749
7.          2006 0,305 -0,032 -0,273
8.          2007 -1,176 0,117 1,059
9.          2008 -1,625 0,16 1,465
10.     2009 -0,742 0,091 0,651
11.     2010 -0,622 0,077 0,545
12.     2011 -0,589 0,069 0,52
13.     2012 -0,202 0,026 0,176
14.     2013 1,66 -0,209 -1,451
15.     2014 -0,923 0,124 0,799
16.     2015 -0,425 0,052 0,373
17.     2016 -0,828 0,106 0,722
18.     2017 -0,692 0,053 0,639
19.     2000-2017 -7,057 0,761 6,296
Источник: Расчеты автора на основе данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике
*Как экстенсивный фактор взят индикатор количество занятого населения в экономике Узбекистана.

Как интенсивный фактор использован показатель — производительность труда.

В-третьих, структурные изменения в совокупном предложении произошли за счет экстенсивных факторов, т.е., путем привлечения наибольшего количество трудовых ресурсов (рост занятости) в экономическую деятельность Узбекистана, что повлияло на увеличение доли предложения конечных продукций на 0,761 процентных пункта.

Нужно отметить, что за 2000-2017 годы количество трудовых ресурсов, экономически активного населения и занятых в экономике Узбекистана увеличилось на 6203,5 млн. чел., 5338,9 млн. чел. и 4537,3 млн. человек соответственно, что указывает на огромный трудовой потенциал страны (Таблица 4.).

Таблица 4.

Динамика трудовых ресурсов, экономически активного населения и занятых  в экономике Узбекистана

Трудовые ресурсы Экономически активное население Занятые  в экономике
2000 12469,0 9018,4 8983,0
2001 12817,4 9173,5 9136,0
2002 13181,0 9367,8 9333,0
2003 13607,2 9621,2 9589,0
2004 14048,8 9945,5 9910,6
2005 14453,2 10224,0 10196,3
2006 14816,5 10492,5 10467,0
2007 15219,6 11299,2 10735,4
2008 15685,7 11603,1 11035,4
2009 16103,5 11929,5 11328,1
2010 16726,0 12286,6 11628,4
2011 17286,4 12541,5 11919,1
2012 17564,3 12850,1 12223,8
2013 17814,1 13163,0 12523,3
2014 18048,0 13505,4 12818,4
2015 18276,1 13767,7 13058,3
2016 18488,9 14022,4 13298,4
2017 18672,5 14357,3 13520,3
Источник: Данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике

Резюмируя выше представленный анализ и учитывая быстрорастущий потребности населения и имеющие проблемы сбалансированности экономики Узбекистана на наш взгляд, для увеличения объема и совершенствования структуры совокупного предложения необходимо принять меры и мероприятия на микро, мезо и макроэкономическом уровнях.

Повысит эффективность имеющихся ресурсов республики путем привлечения их в экономическую деятельность для расширения объема производства отечественных продукций. Для этого на региональном уровне следует разработать сайт о ресурсном потенциале административно-хозяйственной единицы, через которого будет распространяться информация о наличии земельных, минерально-сырьевых, сельскохозяйственных, производственных, инженерно-коммуникационных, инвестиционных ресурсов.

В числе факторов, влияющих на структурные изменения совокупного предложения, главенствующая роль отводится трудовым ресурсам, которые в Узбекистане за 2000-2017 годы имели в среднем 2,4 % темпа прироста. Необходимо отметить, что трудовые ресурсы Узбекистана при хорошем уровне образования, имеют относительно низкую стоимость.

По индексу уровня образования (Education Index) составленный программой развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) в 2016 году Узбекистан занимает 58 место в мире с индексным коэффициентом 0.740.[2]

А по рейтингу составленный Евростатом, Международной Организации Труда, Организацией Экономического сотрудничества и развития, а также национальными статистическими службами — Узбекистан занял 118-е место по средней заработной плате среди 157 государств мира.

Согласно данным рейтинга в 2017 году средняя заработная плата в Узбекистане составил 235 долларов США, что указывает на конкурентоспособность трудовых ресурсов на мировом рынке.

Ежегодный прирост трудовых ресурсов, численность населения находящихся во внешней трудовой миграции, ожидаемый рост пенсионного возраста являются факторами потенциального экономического роста.  Несмотря на наличие экстенсивного фактора роста, в частности, на изобилии трудовых ресурсов Узбекистан не в полной мере эффективно использует его.

Учитывая относительно дешевую стоимость трудовых ресурсов Узбекистану на нынешнем этапе развития целесообразно формировать трудоемкие производство. Для Узбекистана развитие текстильной, трикотажной, швейной и кожевенно-обувной промышленности являются приоритетными отраслями в ближайшую перспективу. Уровень обработки хлопка сырца в Узбекистане составляет около 40 процента.  Ближайшую перспективу планируется обработки хлопка сырца довести до 80 %.[3]

Азиатские страны, производящие в крупных размерах хлопка волокна – Индия (6804,5 тыс. т.), Китай (6436,1 тыс. т.), Пакистан (2103,3 тыс. т.), Турция (724,2 тыс. т.), а также Бангладеш и Вьетнам потребляют (перерабатывают) его больше, нежели чем производят. В 2014/2015 годы было переработано хлопка волокна в Китае — 7934 тыс. т. Индии – 5269 тыс. т., Пакистане – 2308 тыс. т., Турции – 1448 тыс. т., Бангладеш – 954 тыс. т., Вьетнаме – 697  тыс. т. [4]

По данным международной ассоциации хлопка в 2014/2015 годы по Азиатскому региону наблюдался дефицит хлопкового волокна в порядке 3079,0 тысячи тонн.[5]

Это означает что, если Узбекистан поставляющий на внешний рынок порядке  600 тысячи тонн экспортной продукции хлопка волокна начнет перерабатывать его у себя, то на этот объем увеличится дефицит этого ресурса в Азиатском континенте. Кроме того, на дефицитный объем следует добавить увеличение объема потребления за счет повышения жизненного уровня (в 2016 году средний рост ВВП Азии составил 5,3 % [6]) и увеличения количество населения (за 1980-2017 годы средний рост населения Азии составил 1,9 %[7]) Азии.

Это указывает на перспективные возможности Узбекистана конкурировать на мировом рынке текстильной и трикотажной продукции, производства пряжи и других изделий из хлопка, за счет экономии средств по перевозки сырья из других континентов.

На наш взгляд, на нынешнем этапе развития малого и среднего бизнеса в Узбекистане, когда недостаточно имеется капитальные ресурсы у частных предпринимателей, целесообразно, за счет государственных инвестиций строительство заводов по переработке хлопка, текстильных, трикотажных и швейных фабрик, также предприятий сопредельных отраслей с последующей передачей их собственникам других форм, путем продажи, и реализации акций через фондовую биржу.

Другим аспектом реализации развития легкой промышленности является формирование станкостроительной отрасли по выпуску оборудований по переработке хлопка, текстильного машиностроения с последующей реализацией и установкой станков, машин и промышленных роботизированных линий малым и средним предприятиям страны.

Использование государственно-частного партнерства для формирования новых направлений экономической деятельности в Узбекистане является важным механизмом развития предпринимательства. На нынешнем этапе социально-экономического развития Узбекистана использование государственно-частного партнерства, на наш взгляд,  первоначально целесообразно при строительстве и эксплуатации инженерно-коммуникационных сооружений и социальных объектов общественного пользования, в частности, межрегиональных и межрайонных автомобильных (скоростных) платных дорог, мостов, канатных дорог и подземных путей, детских садов и школ, поликлиник и больниц, дома престарелых и детских домов, университетов и научно-исследовательских институтов и т.д. При этом, в договорах строго должно быть оговорено последующие действия партнеров, начиная с раздела доходов (прибыли) вплоть до продаже доли имущества.

Реализация выше представленных задач ближайшую перспективу содействует увеличению объема, и совершенствования структуры совокупного предложения за счет повышению эффективности национальной экономики, сбалансированию совокупного спроса и совокупного предложения за счет выхода из тени неформального сектора, путем легализации фирм и трудовых ресурсов и других факторов развития.

[1] При факторном анализе изменения структуры совокупного предложения нами выбраны индикаторы системы национальных счетов, и те данные, которые имеют динамику значений в официальных бюллетенях и сборниках Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

[2] Индекс уровня образования (Education Index) — комбинированный показатель Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН), рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся. http://hdr.undp.org/en/2018-update/download

[3] Хлопкозаводами ежегодно заготавливается около 3,0 млн. тонн  хлопка — сырца, из которого вырабатывается порядка 1 млн. тонн  хлопкового волокна,  около 1,6 млн. тонн семян хлопчатника, 80 тыс. тонн линта и другой хлопковой продукции.

По оценкам экспертов в ближайшей перспективе в Узбекистане  ожидается увеличение потребления хлопкового волокна в объеме более  600 — 800 тыс. тонн. На сегодняшний день в стране разработана  Программа развития текстильной и легкой промышленности Узбекистана  на период до 2020 года. В рамках этой программы предусматривается  реализация десятков инвестиционных проектов. Реализация данных  проектов позволит довести уровень переработки хлопкового волокна до  80% от общего объема производства и повысить экспортный потенциал  промышленности Узбекистана более чем в три раза.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *