ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЛИНИИ КАРШИ – КИТАБ

Нишанбаев Х.З. Центр Переподготовки кадров и статистических исследований

 

Структурные реформы, проводимые в экономике страны, все в большей степени затрагивают территориальные аспекты. В условиях модернизации именно регионы, их  технический и экономический потенциал, определяют  устойчивый рост, высокое качество жизни населения и достойное место страны в глобальной экономике. В  современных условиях эта проблема особенно актуальна для развития отсталых  областей республики, в числе которых оказалась Кашкадарьинская область.

Обладая большим природно-экономическим потенциалом, область использует их слабо, что является причиной отставания территориального образования от других регионов страны.

Учитывая, что Кашкадарьинская область относится к слабо развитым регионам республики, руководство страны уделяет пристальной внимание этому региону. Постановлением Кабинета Министров №294 от 1 ноября 2013 года была принята Программа развития сферы туризма в Кашкадарьинской области на 2013-2015 гг.  Программа предусматривала масштабные изменения не только в инфраструктуре туризма, но и в облике городов – Карши и Шахрисабз. Программой, в частности, предусматривалось создание благоприятных условий для эффективного использования уникального историко-культурного наследия региона, сохранение и реставрация исторических архитектурных ансамблей и памятников зодчества, строительство дополнительных и обновление действующих средств размещения, объектов туристского интереса и обслуживания, развитие транспортной инфраструктуры, повышения качества обслуживания туристов и посетителей, а также создание новых рабочих мест.

На территории области имеются крупные запасы нефти, газового конденсата, природного газа, калийной и поваренной соли, а также месторождения цементного сырья, природного облицовочного камня, керамзитового, стекольного сырья и других строительных материалов.

Характер региональной экономики постепенно приобретает индустриально — аграрную направленность. На долю промышленности приходится более 38% валового регионального продукта. Реализуется государственная программа по диверсификации и модернизации промышленного производства. В отраслевой структуре промышленности резко выделяется топливно-энергетический комплекс, который, по ориентировочным данным, обеспечивает более 2/3 общего объема промышленного производства. В то же время обрабатывающая индустрия представлена пока слабо, среди которой имеет благоприятные сырьевые и трудовые ресурсы, предпосылки  развития легкой и пищевой промышленности. Если сюда добавить растущие социальные потребности, то необходимость ускоренного развития этих отраслей становится вполне очевидной.

Кашкадарьинская область  располагает значительными земельными ресурсами, но земли, непосредственно используемые в сельском хозяйстве, составляют 85,2%. Общая площадь орошаемых земель 532,8 тыс. га, или немногим более 1/5 части земли сельскохозяйственного назначения. Здесь весьма актуальна проблема водных ресурсов. Главный район орошаемого земледелия – Каршинская степь – орошается в основном за счет вод трансграничной реки Амударья.  В этих целях создана мощная ирригационная инфраструктура – водохранилища, насосные станции, сеть коллекторов и дренажа.

Валовая продукция сельского хозяйства в 2016 году увеличилась на 6,5%, в том числе растениеводства  — на 5,5% и животноводства – 7,1%. Общая посевная площадь 672,2 тыс. га, подавляющая часть которой занята фермерскими хозяйствами. Как уже отмечалось, Кашкадарьинская область занимает ведущие позиции в республике по выращиванию зерна, хлопка, шерсти и мяса. По итогам 2016 года на зерновые культуры приходилось 226 тыс. га, где было получено 1118 тыс. тонн продукции; средняя урожайность 49,5ц/га. Под хлопчатник отведено 157 тыс. га земель, произведено 421 тыс. тонн хлопка сырца, средняя урожайность  — 26,8 ц/га. Необходимо отметить, что эти два главных продукта аграрной экономики почти целиком производят фермерские хозяйства.

Из других  сельскохозяйственных культур в области выращивают также картофель, овощи, дыни и арбузы, но они, как и садоводство и виноградарство, имеют в основном местное значение.  В тоже время животноводство, особенно мясо-шерстное, здесь развито хорошо.  В этих целях в достаточном количестве выращиваются кормовые культуры.

За годы независимости большое развитие получили транспорт и социальная инфраструктура. Построена железная дорога Ташгузар – Бойсун – Кумкурган, что дало возможность связать самый южный район Узбекистана – Сурхандарьинскую область – с остальными частями Узбекистана, не выходя на территорию сопредельного государства – Туркменистан. Накануне празднования 24-ой годовщины независимости, введено  в действие скоростное железнодорожное пассажирское сообщение между Самаркандом и Карши. Эта дорога в течение всего 3,5 часа доставит жителей Кашкадарьинской области в столицу республики – Ташкент.

Железнодорожная линия Карши – Китаб начинается в городе Карши и

пролегает по территории Каршинского, Гузарского, Камашинского, Яккабагского, Шахризябского и Китабского районов. Эта железнодорожная линия тупиковая, в связи, с чем и другие районы, хотя и железнодорожная линия не пересекает их территорию, потенциально являются районами тяготения этой линии.

Анализ экономики районов прилегания железнодорожной линии показал, что здесь проживает  почти 57,7% населения области, где плотность составляет 152,6 чел. на кв. км  площади области, что выше плотности населения по области на 44,6 чел. Из общей численности населения проживающая в районе тяготения, в городских условиях проживает 26,1%, а в сельской местности — 31,6%. При этом численность мужского населения составляет 902,4 тыс. чел. или 50,4% всего населения, проживающая в районе тяготения железнодорожной линии.

Здесь размещено 75,6% всей численности промышленных предприятий области, которые выпускают 54,3% продукции области; производят 76,9% товаров народного потребления, произведенного в области. В районе тяготения дороги сосредоточено 40,7% всего экспорта области,  значительное число совместных предприятий размещено в зоне тяготения железнодорожной линии (83,7%),  59,7% — банковских филиалов.

Площадь, отведенная под посевы хлопчатника в районе тяготения линии,  составляет более 24,4% от общей площади занятого хлопчатником  в области. С этих площадей получено 110,7 тыс. тонн хлопка-сырца, то есть 26,3% всего урожая области.

Под посевы зерновых культур в районе тяготения дороги было отведено  54,4 тыс. га или 24,1% отведенных под эту культуру по области, при этом собранный  урожай составил 293,8 тыс. тонн или 28,8% всего урожая области.

Одной из ключевых проблем социально-экономического развития области,  так и страны в целом, является более полное и эффективное использование трудовых ресурсов. Проблема усугубляется быстрым ростом численности населения, в том числе трудоспособного. По состоянию на начало 2017 года численность населения в районе тяготения дороги составила 1790,2 тыс. чел или 57,7% всей численности населения области, а экономически активного населения – 895,2 тыс. чел. или 51,1% экономически активного населения области. Хотя ежегодно в районах создаются новые рабочие места преимущественно в сельской местности, тем не менее, этого недостаточно, если учесть уровень занятости населения (67,4% по области).

За истекшие годы ускоренными темпами развивалась социальная инфраструктура районов. Этому способствовали множество  программ, принятых Правительством Узбекистана в эти годы. В результате значительная доля объектов социальной инфраструктуры были созданы  в районах тяготения железнодорожной линии. В районе тяготения железной дороги размещено 41 поликлиника, что соответствует 68,3% численности их в области; 113 врачебных пунктов (44,1%); 500 школ (44,5%);  178 детских садов (54,7%); 7 академических  лицеев (100%); 65 профессиональных колледжей (47,4%), где обучаются 71241человек  (более 48,9% областного уровня).

Кашкадарьинская область имеет уникальные памятники старины, горные ландшафты, которые привлекают любителей горного туризма, зоны с лечебными водами и т.д.

Отметим, что Кашкадарьинская область  стала третьим по счету туристским регионом Узбекистана, после Хорезма и Ташкентской области, в которых сферы туризма, индустрии гостеприимства и услуг на период до 2015 года развиваются в рамках комплексных государственных программ.

В Программу вошли более 80 взаимосвязанных инфраструктурных, маркетинговых и организационных мероприятий. Среди них, развитие инфраструктуры туризма, диверсификация туристических продуктов региона, активизация мероприятий по привлечению туристов, строительство новых и реконструкция существующих гостиниц, ресторанов и пунктов общественного питания, улучшение состояния других объектов сопутствующей инфраструктуры, подготовка кадров и повышение квалификации специалистов в сфере туризма.

В частности, планируется приобретение не менее 20 туристских автобусов, создание бизнес-зала для обслуживания пассажиров Каршинского аэропорта, а также реконструкция здания железнодорожной станции «Китаб». Кроме этого, ожидается, что будет построено более 30 новых отелей в разных районах Кашкадарьинской области, а также намечена существенная реконструкция действующих средств размещения, что позволит увеличить общее количество гостиничных мест почти в два раза.

В программе были предусмотрены мероприятия по усилению роли главных туристских магнитов Кашкадарьи — Шахрисабза вместе с прилегающими горными районами области (Яккабагский, Китабский и Шахрисабзский районы). Здесь помимо исторических видов туризма были запланированы мероприятия по развитию экологического, активного, рекреационного и сельского туризма, также города Карши и Каршинского района, имеющих большие, но еще не полностью использованные возможности по развитию культурно-познавательного туризма.

Для повышений уровня жизни населения области предусмотрено ускоренное развитие промышленности, сельского хозяйства и других секторов экономики области. В осуществлении прогрессивных структурных сдвигов приоритет получают  трудоемкие производства ориентированные на производство потребительских товаров, локализацию производства комплектующих  изделий и материалов из местного сырья.

Основные целевые параметры стратегии развития промышленности на долгосрочную перспективу представлены  в таблице 1.

Таблица 1

Целевые параметры развития промышленности

на период до 2025 года

Показатели Прогноз
2016г 2017г 2018г 2019г 2020г 2021г 2022г 2023г 2023г 2025г
Доля промышленности в объеме ВРП, (%) 37,4 37,6 38,1 38,5 38,9 39,2 39,5 39,8 40,0 40,2
Темпы роста объема промышленного производства к предыдущему году, (%) 104,2 109,2 113,7 113,8 113,9 113,9 114,0 113,5 115 118

Источник: рассчитано автором на основе данных хакимията области

 

Среднегодовой рост промышленного производства за период 2016-2025 годы в реальном выражении составит  113,6%. Наиболее высокими темпами будут развиваться химическая промышленность, промышленность строительных материалов, пищевая промышленность.

Наибольший вклад в прирост промышленного производства за период 2016-2025гг.  внесут  топливная, пищевая и промышленность строительных материалов.

Рост объема промышленной продукции в 2020 году по отношению к 2016 году возрастет в сопоставимых ценах — более чем в 1,6 раза, в 2020 году – по 2025 гг в 2,0 раза. Наибольший рост производства за прогнозируемый период обеспечит сектор обрабатывающих отраслей промышленности – в 9,7 раза.

Для достижения намеченных целей в области будут реализованы множество проектов. Так, в городе Карши, Дехканабадском, Китабском и Нишанском районах будут реализованы  5 проектов по производству обуви, в Китабском районе — по производству кожевенно-галантерейных изделий, на предприятии «Карши лезер» — обработка шкур. Это создаст возможность для переработки в области 1 миллиона штук шкурок в год, изготовления 460 тысяч пар обуви и 100 тысяч штук кожевенно-галантерейных изделий, организации более 200 рабочих мест.  Здесь предусматривается производить ученические сумки, различные дамские сумки, ремни,  и т.д.

В Шахрисабзском районе планируется реализовать проект стоимостью в 5 миллионов долларов США по строительству и вводу в эксплуатацию предприятия по сушке и фасовке плодоовощной продукции мощность 5 тысяч тонн.     В Китабском районе на предприятиях “Ист Агро Интернационал” и “Агромир Китоб” планируется перерабатывать плоды и овощи.

В Яккабагском, Китабском и Шахрисабзском районах в 2017—2019 годах намечается разбивка новых виноградников на 5000 га. В Яккабагском районе будет реализован проект по переработке 4000 тонн винограда в год. В Каршинском районе предусмотрено создать птицеводческий комплекс на 20 тыс. птиц, который круглогодично будет снабжать население диетическим мясом.

В области будет построена 25-гектарная теплица с использованием местных строительных материалов. Здесь можно будет выращивать лимоны, мандарины, папайю, помидоры, огурцы, цветную капусту и другие сельхозкультуры – в общей сложности на 3 миллиарда сумов в год. Часть урожая будет направляться на экспорт, и т.д.

         Особое внимание в перспективе уделяется развитию туризма в регионе.

В рамках диверсификации туристских продуктов региона предполагается создание новых маршрутов по историко-познавательным и историко-этническим, культурно-развлекательным и экологическим направлениям по всей территории области. К примеру, в Миришкорском районе намечено строительство современного комплекса вокруг водоема Ачинкуль с организацией спортивного рыболовства и охоты, юртового лагеря, а также инфраструктуры пляжного отдыха. В селе Хужакудук Касанского района близится к завершению возведение лечебно-оздоровительного комплекса термальных вод, а в селе Мингчинор Китабского района в течение ближайших двух лет должны появиться горнолыжная база и канатная дорога. На малой родине Сахибкирана — в кишлаке Ходжаилгор Яккабагского района тоже ожидаются большие изменения. В скором времени здесь будет организован музей детства Амира Темура, отражающий историю семьи и начального этапа великого жизненного пути нашего знаменитого предка.

Масштабность Программы развития сферы туризма заключается не только в обширной географии ее охвата, но и большом количестве отраслей, с которыми она связана прямо или косвенно. Взять хотя бы сферу информационно-коммуникационных технологий, во многом с помощью которых предполагается продвигать туристский бренд Кашкадарьи (сейчас, кстати, продолжается открытый конкурс на его создание) и рекламировать на весь мир отдельные комплексы. Или предприятия легкой промышленности и мастеров национальных ремесел, активно принимающих участие в развитии индустрии производства сувениров. И конечно же, не останутся в стороне от этого важного дела образовательные учреждения, призванные осуществлять подготовку квалифицированных специалистов в сфере туризма, а также развивать сотрудничество в этом направлении с ведущими университетами мира.

Ускоренное развитие экономики области, развитие туризма настоятельно требуют развития транспортной системы в районе тяготения железных дорог.

Основной целью развития транспорта и транспортной  инфраструктуры является  повышение доступности транспортных услуг, средств связи и информатизации  предприятий и населения за счет дальнейшего строительства и капитального ремонта сетей,  повышения ценовой доступности социально значимых услуг инфраструктуры; полное удовлетворение потребностей  предприятий и населения в транспортных услугах.

Основными направлениями развития производственной инфраструктуры  в долгосрочной перспективе являются:

—   на железнодорожном транспорте – техническая реконструкция

отдельных участков железнодорожного транспорта, его электрификация, обновление имеющегося парка и обеспечение растущих потребностей предприятий и населения области в перевозках;

на автомобильном транспорте —  пополнение автобусного парка и восстановление обслуживания ранее закрытых автобусных маршрутов, введение новых на направлении построенной железнодорожной линии Ташгузар – Байсун – Кумкурган. Пополнение грузового парка, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования и внутрихозяйственных, ремонт действующих и строительство новых автовокзалов, что улучшит обслуживание предприятий и населения.

Основные целевые ориентиры стратегии развития транспортной инфраструктуры  на долгосрочную перспективу по району тяготения приведены в таблице 4.

Таблица 4

Целевые параметры развития транспорта района тяготения на период до 2020 года

№ п/п Районы Прогноз
2016г. 2017г. 2018г. 2019г. 2020г.
Грузовые перевозки, млн. тонн
  Автомобильный транспорт
1 Гузарский 4,2 4,5 4,9 5,6 6,4
2 Каршинский 3,1 3,2 3,8 4,4 4,7
3 Камашинский 2,8 2,9 3,2 3,7 4,1
4 Китабский 3,0 3,2 3,5 4,1 4,7
5 Шахрисабзский 4,5 5 5,2 5,9 6,6
6 Яккабагский 2,1 2,3 2,6 2,9 3,1
Итого по району тяготения  

19,7

 

21,1

 

23,2

 

26,6

 

29,6

Грузооборот, млн. т-км
7 Гузарский 0,128 0,148 0,182
8 Каршинский 0,111 0,136 0,176
9 Камашинский 0,113 0,131 0,198
10 Китабский 0,092 0,112 0,165
11 Шахрисабзский 0,163 0,193 0,217
12 Яккабагский 0,131 0,161 0,211
Итого по району тяготения  

 

 

0,738

 

0,882

 

1,148

Железнодорожный транспорт
Грузовые перевозки по участкам Карши-Ташгузар-Карши и Китаб-Ташгузар-Китаб
13 Перевезено грузов, млн. тонн  

8,4

 

10,1

 

12,1

 

14,6

 

19,6

14 Грузооборот,  млрд. т-км  

0,3

 

0,4

 

0,6

 

0,7

 

0,9

15 Перевезено пассажиров, млн. чел.  

 

21

 

 

21,5

 

 

22,1

 

 

22,6

 

 

23,5

16 Пассажирооборот, млрд. пасс-км  

3,9

 

4,0

 

4,5

 

5,1

 

5,6

Прогноз развития грузовых перевозок железнодорожным транспортом  по районам
Перевезено грузов, млн. тонн
17 Гузарский 2,2 2,7 3,3 4,0 4,9
18 Каршинский 1,4 1,6 1,9 2,3 3,1
19 Камашинский 2 2,5 2,9 3,4 4,9
20 Китабский 1,4 1,7 2,1 2,5 3,7
21 Шахрисабзский 0,4 0,4 0,5 0,6 0,7
22 Яккабагский 1,0 1,2 1,4 1,8 2,3
Итого по району тяготения  

8,4

 

10,1

 

12,1

 

 

14,6

 

19,6

Источник информации: Рассчитано автором

            Для удовлетворения потребностей иностранных и отечественных туристов на маршруте Ташкент – Карши – Китаб предусматривается использовать высокоскоростной железнодорожный транспорт компании «Talgo».

Электрификация участка железнодорожной линии позволит увеличить скорости движения поездов, весовые нормы, что позволит ускорить доставку грузов клиентуре. Кроме того, электрификация линии позволит организовать движение пригородных поездов от ст. Карши до ст. Гузар, задействовать имеющиеся минерально–сырьевые ресурсы в производственный процесс, обеспечивая выпуск продукции на местном сырье.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Статистические данные АО «Узбекистон темир йуллари»
  2. Статистические данные областного управления статистики Кашкадарьинской области
  3. Стратегия развития АО «Узбекистон темир йуллари» на период 2015-2019 годы
  4. Информационная служба АО «Узбекистон темир йуллари»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *